Характеристика речи детей старшего дошкольного возраста

Желтышева Н.Н. учитель-логопед

МКДОУ «Солнышко»

Выступление на родительском собрании в старшей группе.

Характеристика речи детей старшего дошкольного возраста.

Особенности организации логопедической работы.

Добрый вечер, уважаемые родители. Речь –это одна из высших психических функций человека, которая формируется под влиянием речи взрослых. От того, насколько полноценным является речевое общение ребенка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение и условия воспитания зависит и развитие речи маленького человека. Даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка могут привести в дальнейшем к трудностям в овладении чтением и письмом.

Формирование звукопроизношения при норме речевого развития заканчивается примерно к пяти с половиной годам. Однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно. Помимо задержек в овладении правильным произношением могут быть и искажения каких-либо звуков при их произнесении, т.е звуки есть ,но они неправильно звучат или заменяются на неправильно звучащими звуками (например: Р- горловое, свистящие- межзубно произносятся или Ш- как межзубный С).

В основе грамотного письма лежит умение ребенка правильно различать звуки речи – фонемы. Одним из признаков неблагополучия в развитии фонематического слуха является смешение звуков- ребенок умеет произносить, например, звук Ш, но в речи заменяет на звук С (сапка, а не шапка, коска, а не коска). Аналогичные ошибки ребенок будет делать при чтении и письме, будут возникать трудности в усвоении школьной программы.

В этот период расширяется активный словарь ребенка. Это происходит за счет постепенного овладения суффиксальным и приставочным способами образования слов. В речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов, а также отвлеченные и абстрактные понятия. Хотя словарь ребенка старшего дошкольного возраста заметно расширяется. В подборе нужных слов дети допускают неточности, неправильно подбирают слова. Характерны возможные затруднения в употреблении прилагательных, глаголов, предлогов, ошибки в уточнении признаков предметов и действий.

Также в этом возрасте активно развивается грамматический строй речи. Дети овладевают развернутой, распространенной фразовой речью, словообразованием, словоизменением. У детей развиваются навыки согласования, употребления падежных окончаний. Но это не значит, что речь ребенка свободна от ошибок. В речи детей встречаются неправильные согласования, особенно при изменении существительных по падежам, изменении несклоняемых существительных, ошибки при употреблении глаголов и др.

На основе сформированных навыков использования различных типов предложения у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание небольших рассказов, сюжетных картин, составлять рассказы описания. Но многие дети в этом затрудняются. При пересказе нуждаются в помощи взрослого, опускают важные смысловые единицы, неточно соблюдают последовательность событий, некоторые части текста переставляют. Затрудняются в самостоятельном составлении рассказа по сюжетным картинкам. Часто рассказ могут составить при помощи наводящих вопросов взрослых, перечисляют лишь отдельные предметы и действующих лиц, изображенных на картинке, не соблюдают логической последовательности.

Таким образом, норма речевого развития – это не только правильное звукопроизношение.

На логопедических занятиях мы работаем над развитием всех сторон речи.

В сентябре было проведено логопедическое обследование всех детей группы, которые посещали детский сад, практически все дети нуждаются в логопедических занятиях.

Но зачислены на логопедические занятия в первую очередь те, с кем была начата работа в прошлом году. Остальные дети поставлены на очередь. По мере освобождения мест, дети будут зачисляться на занятия.

Каждый ребенок посещает логопедические занятия 3 раза в неделю: 2 индивидуальных занятия по звукопроизношению по 15 минут и подгрупповое занятие по развитию фонематических и лексико-грамматических представлений. Для закрепления полученных на речевых занятиях знаний и умений для каждого ребенка заведена индивидуальная папка для домашних заданий, которая дается с заданиями в пятницу, а приносить ее нужно в понедельник с выполненным домашним заданием. При выполнении заданий помечайте, что у ребенка получается хорошо, а в чем он испытывает затруднения. Упражнения должны быть про­читаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем.

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Поймите, что за 2 занятия в неделю по звукопроизношению продолжительностью 15-20 мин. правильное звукопроизношение не закрепить Задача логопеда - поставить звук, научить ре­бенка произносить его в слогах, словах, и самостоятельной речи, а родители должны закреплять это умение в повседневной жизни. Здесь необходим постоянный контроль с вашей стороны, но если домашних занятий будет не­достаточно, то заметных подвижек может и не быть.

Хочу подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные измене­ния в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Дома чаще читайте, разговаривайте с детьми. На улице наблюдайте за деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.

Хочу предложить вам несколько примеров речевых игр, в которые можно играть по дороге из детского сада домой или на кухне, пока вы готовите ужин, а ребенок рядом с вами.

«Давай искать на кухне слова»

  • Какие слова можно вынуть из борща?
  • Какие слова можно вынуть из кухонного шкафа? -из холодильника? И тд

Ребенок перечисляет овощи, продукты, предметы, детали предметов, тем самым мы активизируем и расширяем словарь ребенка.

«Угощаю» Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет вкусные слова. Затем вы ему. Можно поиграть так в кислые слова, горькие, соленые слова.

«Приготовим сок».

Из яблок сделаем яблочный сок

Из груш….Из слив….Из апельсинов….Из вишни…..

«Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).

«Наоборот»

Шарик легкий, а камень … тяжелый Заяц летом серый, а зимой….

  • горькое, а шоколадка…. Кипяток горячий, а лед ….

«Назови ласково» Ложка- ложечка, чашка-….

Всем известная игра «Цепочка слов» развивает фонематический слух, навыки звукового анализа. Последний звук одного слова становится первым звуком другого слова

  • кот- тигр- рука- апельсин- носорог- ….. и т. д.

Литература и источники:

1. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок / А. И. Максаков. - М. : Просвещение, 2006.

2. Белоборыкина О.А. Речь и общение. Ярословль.1998

3. Степанова, О. А Дошкольная логопедическая служба. М.:2006

4. Докутович В.В Кыласова Л.Е. Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения. Волгоград 2012

5. https://kopilkaurokov.ru/

6. http://vospitateljam.ru/

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie