Общение с взрослыми как одно из условий речевого развития ребенка раннего возраста

Подготовила 

учитель-логопед Желтышева Н.Н.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания.    Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других – к педагогической запущенности.

Одной из задач ФГОС является - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому, одним из условий развития речевой активности детей раннего возраста является внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь.  

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является  стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения с взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове.

Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию.  Необходимо обращаться к ребенку коротким предложением, производить действия несколько раз подряд, закрепляя повторением сказанного. Например, в режимных моментах:

Игровое упражнение “Помоги няне”

Воспитатель: Принеси ложку. Что ты принес? Ложку. Это ложка. Что это? Это ложка.

Воспитатель: Посмотри, где у меня губы? Смотри: “Лож-ка”. Давай вместе: лож-ка. Молодец! Воспитатель фиксирует внимание и добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию. При выполнении упражнения хвалить ребенка обязательно, хотя он сразу  правильного повторения не достигнет, но зато ребенок следил за тем, как говорил воспитатель.

Игровое упражнение “Собираемся на прогулку”.

Воспитатель: Что мы достали? – Шубу. Что это такое? – Шуба. Что сейчас мы надели? – Шубу. Что мы достали? – Шапку. Что это такое? – Шапка. Что сейчас мы надели? – Шапку. И т.д.

Эффективен такой прием, когда в той среде, где происходит ситуация, вывешивается яркая, красочная картинка с тем же действием, которое совершает ребенок. Например, в умывальной комнате прикрепляется картинка с изображением ребенка моющего руки. Воспитатель обращает на картинку внимание ребенка в конце игровой ситуации.

Используется серия игр: “В гости кукла Катя пришла”, “Уложим куклу Катю спать”, “Умоем куклу Катю”, “Оденем куклу Катю на прогулку” и т.д.

Играя с куклой Катей, закрепляем ситуации, использованные ранее с ребенком в режимных моментах.

Серия игр “Умный пальчик”

Воспитатель просит показать ребенка пальчиком предметы или игрушки. А на картинке с простым сюжетом изображение предметов и игрушек. Например: Где домик? Где машинка? Где солнышко? И т.д.

Серия игр “Поручение”. Постепенное усложнение заданий.

1. Воспитатель просит принести куклу, посадить куклу, положить куклу спать и т.д.

2.  Воспитатель просит дать красную машинку или дать большую машинку и т.д.

3. Дальнейшее усложнение. Воспитатель просит положить пирамидку в стол, положить пирамидку на стол, положить мяч в ящик, поставить машинку на стул и т.д.

Чтобы ребенку игра была интересна, можно привлечь к игре любимые ребенком игрушки. Например, “Давай Мишка (игрушка) тебе поможет”. Воспитатель дает поручение игрушке, а ребенок выполняет задание “Мишкиными лапами”. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами и словами. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Другой прием предполагает наличие более активного участия ребенка.

В игре используются игрушки или серия картинок с изображением животных. Цель игры: речевые подражания голосам животных.

Серия игр “Гости идут, подарки несут”

Воспитатель использует специальные приемы и игровые ситуации, способствующие активизации речи ребенка. Например, “Волшебная коробочка”, “Волшебный сундучок”, “Волшебный мешочек”. Неожиданное появление новой игрушки из “Волшебной коробочки” побуждает ребенка к речевой активности.

При формировании лексикона у детей  следует учитывать такой принцип – многократное повторение нового слова, как показали исследования Ляминой Г.М. со стороны взрослого требуется более 70  повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова.

 Еще примеры упражнений по формированию понимания речи.

1. Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает). Дети показывают эти действия на картинках, выполняют их по просьбе взрослого.

2. Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки  (матрешку, сказку «Репка», пирамидку).

3. На столе машинка, собачка, петушок.  Учить узнавать игрушки по их описанию (у него есть хвост, мягкая шерсть, маленькие ушки; у него есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он красный, пластмассовый, у него есть колеса).

4. Учить понимать простые предлоги, помогающие определить местонахождение предметов. ( Поставь кружку на стол. Убери кубики в коробку. И т.д.)

5. Учить различать единственное и множественное число существительных. (Покажи, где кубик, а где кубики, собака – собаки, машина - машины и т.д.)

6. Упражнение «Чем?». Взрослый задает вопрос, ребенок находит подходящую картинку или называет.  Чем мама режет хлеб?  Чем мальчик вытер лицо?   Чем ты ешь суп? Чем девочка расчесывает волосы? И т.д.

Рассматривая вместе с детьми сюжетную картинку, педагог сам проговаривает изображенные на ней действия, а затем учит детей слушать, понимать, дифференцировать вопросы. Ответы детей могут ограничиваться показом,  может иметь место "односторонний" речевой диалог, когда педагог задает вопрос и сам на него отвечает. Например: "Кто спрятался в волшебном мешочке и мяукает оттуда? Это киска. Киска мяукает - "мяу". Мы позовем к себе киску в гости: киска, кисонька, мяу-мяу. Кто знает, как мяукает киска?" Необходимо в процессе практической деятельности вызвать у ребенка потребность воспроизводить по подражанию доступные ему слова или хотя бы части слов.

Необходимо подчеркнуть, что в раннем возрасте основными задачами являются не постановка звуков и заучивание слов, правильно произносимых детьми, а накопление пассивного и активного словаря (независимо от произносительных возможностей ребенка), усвоение простейших грамматических форм и употребление вызванных слов в предложениях. Педагог использует такие методические приемы, как просьба что-то дать, взять, положить, передать; задание закончить сказанное педагогом короткое предложение, используя в качестве зрительной опоры статичную картинку, предмет; закончить слово, сохраняя его слоговую структуру. Выученные слова требуют многократного повторения, включения их в состав простых предложений. 

Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет  психологический эффект, когда ребенок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идет на речевой контакт.

Таким образом вторым условием развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.

Дети нуждаются, прежде всего, в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, постепенно становясь активными участниками речевого общения. Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста. При его организации необходимо следовать требованиям дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию. Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.

Важно обратить внимание на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестетического. Большое значение для развития познавательной активности детей имеет стремление рассматривать предметы и действовать с ними: соединять, расстегивать и т.д. Под влиянием предметной деятельности развивается восприятие, память, речь. Поэтому, в соответствии с ФГОС, следующим условием для развития речевой активности детей будет  создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.  Например: Различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками,  игровые пособия,  наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки, серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации).  Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социобытовой), крупного формата. Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки).

Книжная зона в групповой комнате особенно нравится малышам и способствует развитию речи детей. В ней должно находиться 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета могут подключаться игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку мишку.

Театральная зона включает: театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», театр «заводных игрушек».

Таким образом, в развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи ребенка в усвоении языка. Речь - это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.

Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте в 1 младшей группе, и над которой работаем в дальнейшем в младшей и средней группе детского сада это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах.

Таким образом, выполняя перечисленные условия мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.  

Литература и источники:

1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999 г.

3. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста.  изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

4. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004.

5.Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет', Ярославль,

6. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

7. https://www.pdou.ru/categories/5/articles/1696

8. https://www.prodlenka.org

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie