Портфолио как метод оценивания индивидуальных достижений детей с ОВЗ
Желтышева Н.Н.
учитель-логопед
Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно – ориентированный подход в образовании. Основной смысл портфолио – «показать все, на что способен ребенок». Таким образом, смещается акцент с того, что ребенок не знает и не умеет на то, что он знает и умеет в конкретных видах деятельности. Результатом создания портфолио является умение ребенка свои собственные достижения, это помогает ребенку приобрести веру в свои силы и возможности.
Положительный эффект от введения портфолио:
Для ребенка – это копилка личных достижений в речевом, психическом, физическом, творческом развитии, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни; это признание индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, разнообразии интересов, качестве познавательных процессов.
Для педагога – «портфолио как инструмент комплексной диагностики», обеспечит отслеживание индивидуального прогресса ребенка в развитии.
Для ДОУ – это способ совершенствования образовательного процесса.
Для родителя – это способ совершенствования детско – родительских взаимоотношений, формирования партнерских взаимоотношений, способ повышения педагогической компетентности.
Цель портфолио:
Целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке,фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно для детей с ОВЗ, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.
Задачи портфолио :
1. создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
2. максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
3. развитие познавательных интересов детей и формирование готовности к самостоятельному познанию;
4. формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности;
5. формирование положительных нравственных качеств личности;
6. приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности. Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося Самое главное отличие в том, что, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых. Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио, является доступным, мобильным, творческим началом как для ребѐнка, так и для остальных субъектов образовательного процесса. Это особенно важно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Они испытывают трудности в обучении. Нет мотивации в познавательной деятельности, не развита эмоционально-волевая сфера. Дети с ОВЗ развиваются и обучаются немного медленнее других детей и в меньшем объѐме. Поэтому очень важно отразить в портфолио даже небольшую динамику. В работе над портфолио каждая работа особого ребенка уникальна. Поэтому вся деятельность, осуществляемая детьми, отражается в портфолио. Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс ребенка. Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать, мотивировать. Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. Хорошо чтобы оно стало предметом личной гордости каждого ребенка. Можно сказать что портфолио «Книга о самом себе», которая не просто красочная, но и включает в себя всевозможные достижения ребенка, напоминает ему, каким он был раньше, помогает наглядно увидеть, насколько он вырос, в чем проявились его способности. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Структуру портфолио (какие страницы, их название и др.) определяют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей. В портфолио можно предложить такие общие или обязательные разделы: «Титульный лист», . «Познакомьтесь со мной». «Моя семья» «Мои друзья» «Мой любимый детский сад» «Я расту» «Мои любимые игрушки» «Я люблю» «Мои увлечения» где будет размещена информация о ребенке, его семье, фотографии возможно с включением стихотворного материала; фотографии с утренников, занятий и др. «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребѐнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д. Все материалы подготавливаются совместно с родителями каждого ребѐнка, что позволяет шире познакомить родителей с задачами коррекционной работы. В данной работе особенно важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ. Ведущая роль в работе по ведению портфолио, оформлению рубрик принадлежит воспитателям, но и специалисты детского сада не должны оставаться в стороне. Для портфолио детей с ОВЗ проекты своих страничек разрабатывают и внедряют логопеды, дефектологи, инструкторы по физической культуре, психологи, музыкальные руководители, педагоги изодеятельности. Педагог-психолог помогает педагогам и родителям в организации индивидуального подхода к ребенку. Использование диагностики социальноличностного развития ребенка «Лесенка», «Дерево», «Моя семья» позволяет выявить самооценку ребенка, уровень его эмоционального благополучия, следит за межличностными отношениями ребенка в группе, чтобы вовремя заметить проблемы ребенка в общении. Таким образом в портфолио могут появиться рубрики «Я учусь дружить», «Мир моих эмоций», где будут располагаться различные фотоматериалы, может быть записанные детские рассказы, эмоциональное отношение к каким-либо ситуациям, могут быть размещены какие то рисуночные тесты в динамике, лесенка успеха. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности. Могут появиться такие рубрики как «Спорт и я», где будут фиксироваться показатели развития физических качеств, навыков, «Мои любимые песенки», где могут предлагаться творческие задания например, нарисовать рисунки к песенкам, помогающие их выучить и другое. Педагоги дополнительного образования дают родителям советы по созданию условий в семье для проявления творческой активности в разных видах деятельности. Так в портфолио появляется раздел «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объѐмные. У ребенка с ОВЗ как правило бывают трудности в развитии графомоторных навыков, поэтому может появиться раздел «Волшебные пальчики» В разделе помещаются работы ребенка, связанные с мелкой моторикой: раскрашивание рисунков, штриховки, лепка из пластилина или из теста (фотографии работ). Сюда же можно поместить отчеты о выполнении пальчиковой гимнастики (фотографии ребенка и описания упражнений). Поскольку дошкольники, посещающие логопедические занятия, еще недостаточно критичны к своей речи и звукопроизношению, в портфолио появляется рубрика «Я учусь говорить», что способствует формированию навыка контроля за правильностью собственной речи. Одним из составляющих рубрики «Я учусь говорить» ребѐнка с ОВЗ должен быть логопедический экран работы над звукопроизношением. С помощью данного экрана отслеживается динамика коррекции произношения отдельных звуков. Изобразить этот экран мы можем в виде игрового поля – на котором будет изображена, например, дорожка в страну правильной речи, и ребенок постепенно осваивая звуки будет закрашивать часть этой дорожки, либо это будет цветочек с лепестками, на которых будут изображены звуки, которые нужно освоить, и ребенок также постепенно по мере освоения их будет раскрашивать, вот еще варианты экрана звукопроизношения в виде яблони, божьей коровки, или это может быть путешествие кораблика по островам звуков, куда по мере освоения он будет приклеивать наклейки. После знакомства с комплексом артикуляционных упражнений дети могут получить задание от «Весѐлого язычка» например, нарисовать «сказку про путешествия язычка» с использованием моделей артикуляционных упражнений. и детям можно предложить оформить странички «Мое путешествие в страну звуков». Первые странички должны содержать образный рассказ о том, как был поставлен звук и как началась его автоматизация в слогах. Например, «Раньше я не умел говорить звук Р, для этого мне нужно было научиться водить машину», для звука «Л» может появиться «Путешествие на самолете», для шипящих – «Путешествие на сказочном паровозике», для свистящих – дети могут превратиться в дюймовочку или в стойкого оловянного солдатика и отправиться в «Путешествие по ручейку». Эти странички оформляются на начальном этапе работы над звуком. Далее странички содержат, картинки, подобранные и приклеенные ребенком, придуманную ребенком историю или сказку, включающую слова с заданным звуком, картинки к этой истории. О своих достижениях в овладении трудными звуками дети рассказывают на страничках "Трудный звук – ты наш друг». На этих страничках ребенок рассказывает, какой звук он научился правильно говорить, рисует или раскрашивает букву. Здесь же помещается самая интересная на взгляд ребенка, творческая домашняя работа. Это может быть составленный лабиринт из картинок, содержащих заданный звук, придуманные к картинкам стихи или чистоговорки с трудным звуком, или творческий рассказ, составленный по картинке или опорным словам, содержащим автоматизированный звук. Заключительная страничка – «Буква, мы тебя знаем». Задание может быть найти где спряталась буква, или наоборот нарисовать предметы, в которых можно было бы найти заданную букву, может быть раскрасить буквы. Так путешествие, начавшееся с ознакомления с нужным звуком, заканчивается ознакомлением с буквой. Если ребенок научился читать можно поместить разгаданный ребенком кроссворд, ребус, задания типа «Собери рассыпанное слово», задания на выполнение звукового анализа слова, логопедические книжки малышки, сделанные руками ребенка совместно с родителями. Также логопедические странички могут сопровождаться фотоматериалами с логопедических занятий, развлечений. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и педагогов, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок. Оформление логопедических страниц помогает родителям замечать и поддерживать успехи в развитии речи дошкольника, а общение «педагог-ребенок-родители» строится на позитивной основе.
Раздел «Копилка достижений» - это грамоты, благодарности, дипломы, В портфолио совместно с детьми и их родителями вносятся все достижения и успехи вне зависимости от направленности. Это фотографии детей, творческие работы, победы в детских конкурсах и соревнованиях, сказки и рассказы, придуманные детьми, тетради по обучению и развитию и др. вот и получается такая своеобразная книга-дневник, где главным героем является ребѐнок.
Таким образом, работа над портфолио помогает родителям замечать и поддерживать происходящие с ребенком изменения. Дети в свою очередь чувствуют интерес взрослых к своему внутреннему миру, своим маленьким победам и достижениям. Все это укрепляет связь между детьми и родителями,делая ее более тесной и прочной.