Влияние предметно-пространственной среды для развития речи
Желтышева Н.Н.
Выступление на педсовете 14.01.16
Влияние предметно-пространственной среды для развития речи
Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время. От уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Практика работы с детьми показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована. Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о признаках какого-либо времени года и т.п.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные. На совместных со школой консилиумах учителя также постоянно говорят о проблемах в развитии связной речи у детей, дети не умеют высказать свои мысли, полно и связно ответить на вопрос, рассказать о чем-либо, излагать свои суждения, воспроизводить содержание произведений художественной литературы.
Одно из условий для полноценного речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Поэтому так важно организовывать речевые уголки или центры в группах, которые должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве. Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка. При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования. Дидактическое оснащение должно соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей и образовательной программе. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно изучаемой теме. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, отражать направления работы по развитию речи, и направлены на развитие и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, игры, предусматривающие развитие высших психических функций и составляющие психологическую базу речи. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Поэтому оформление речевого уголка должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Куклотерапия позволяет решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем речевого уголка можно сделать игрушку. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Это обязательно одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. Например, героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить Предметно-пространственная среда может быть организована с отказом от устаревшего подхода, связанного с жестким зонированием и функциональной закрепленностью зон Используя принцип интеграции различных видов деятельности в конструировании предметно-развивающей среды группы, можно создать единую предметно-пространственную среду, которая предполагает обеспечение разнообразной деятельности ребѐнка, обогащение его речевого опыта и как следствие – развитие связной речи дошкольника. Можно объединить книжный, театральный, сенсорный уголки в ЦЕНТР РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.
Продумывать наполнение уголков в группах, необходимо в соответствие с программными задачами разного возраста.
В 1 младшей группе. Всѐ окружение является большой зоной по развитию речи. Основная задача - развивать понимание речи и активизировать словарь, способствовать употреблению усвоенных слов в свободной речи. Следовательно, в группе должны быть яркие игрушки разных размеров, предметные картинки, картинки с доступным для детей сюжетом, книги для чтения и рассматривания. С детьми младшего возраста необходима совместная с взрослым игровая деятельность: подражание взрослому, называние ребенком игровых атрибутов, использование “звучащих игрушек”, которые вызывают слуховое и зрительное сосредоточение. Комментирование педагогом действий малыша с предметами необходимо для развития у детей пассивной и активной речи.
Во 2-ой младшей группе уже можно выделять отдельную зону с играми и материалами по развитию речи. Сюда могут помещаться наборы игрушек и предметных картинок для уточнения произношения и звукоподражания, сюжетные картинки по - изучаемым темам, игры на развитие правильного
дыхания, дидактические игры типа «Лото», «Парные картинки», «Разрезные картинки». Так как развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики руки, должно быть много игрушек, пособий, которые развивают руку ребенка. Развитию речи помогает театральная деятельность. Маленькие ширмы, коврограф, плоскостной театр, кукольный, на палочках и т.д. Костюмы, маски, шапочки для разыгрывания сказок очень нравятся детям. Уголок театрализации дает возможность малышу взять на себя роль сказочного персонажа, способствует развитию диалогической речи. Выделяется место для красивых книг со знакомыми сюжетами для рассматривания. Появляются символы и фотографии, с помощью которых дети выполняют определенные задания.
Со средней группы начинается работа по знакомству детей со звучащим словом, выделением определенных звуков в словах. Поэтому в группе могут быть наборы картинок на определѐнный звук, фишки, для обозначения звуков. Пополняется театр настольным, перчаточным, костюмами разных героев. Персонажи кукольного театра являются наглядной и осязательной опорой для составления рассказа, сказки. Мнемотаблицы к сказкам, стихотворениям помогают детям пересказывать знакомые тексты. В этом возрасте мы побуждаем детей, употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов из которых они сделаны и т.д. Здесь нам на помощь приходят схемы для составления описательных рассказов по игрушке, предмету, картинке. Необходимо отвести определенное место для сменяющихся картин, репродукций художников и т.д. Книжный уголок пополняется детскими журналами, появляется энциклопедия.
В старшей группе Дети сочиняют сказки, свободно пересказывают некоторые произведения. Наполняем речевой уголок дидактическими играми с
речевым содержанием «Засели дом», «Всѐ о времени», «Многозначные слова», «Однокоренные слова», «Противоположности», «Цепочка слов», «Делим слова на слоги», «Какой? Какая? Какое?»…Так же должно быть лото, предметные картинки по темам. Помимо сюжетных и предметных картинок, картотеки игр по развитию речи, появляются фишки для обозначения звуков, пособия необходимые для занятий по подготовке к обучению грамоте В группе для развития речи полезно иметь игрушечные телефоны, чтобы ребята могли переговариваться друг с другом, учиться строить разнообразные речевые обороты. Очень нравятся детям фото альбомы «Моя дружная семья», «Мои друзья», «Моѐ любимое животное», «Мы отдыхаем»… они помогают детям освежить свои впечатления, поделиться ими со сверстниками, а так же развивают диалогическую и монологическую речь при составлении рассказов из личного опыта.
В подготовительной к школе группе формируется мотивация обучения в школе, появляется потребность в знаниях. В книжном уголке должны быть представлены любимые детские сказки и рассказы, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей, в достаточном количестве должна быть познавательная литература, общие и тематические энциклопедии и атласы для дошкольников, глобус, кроссворды, ребусы в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Умение рассказывать закрепляется в играх-драматизациях на литературные темы, при показе кукольного театра самими детьми. Чаще всего основу игр – драматизаций составляют сказки. При повторении сказки дети хорошо ее запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Рекомендуется широко использовать для настольного театра, обыкновенные игрушки, игрушки из киндер-сюрпризов, которые очень любят дети, приучая разыгрывать простые инсценировки. В уголке развития речи стоит выделить раздел «Речевое творчество», где будут представлены схемы для
составления описательных рассказов, составления сказок. Материал для выполнения упражнений – «Письмо другу», «Газета в картинках», схемы
составления предложений, схемы стихосложения; магнитофон для записи детских произведений и слушания детьми сказок, детских песен, звуков природы для обогащения впечатлений, развития творческого воображения, фантазии. Материал для перевоплощения в писателя или поэта – «Волшебная ручка или перо», «Поэтическая шляпа», «Кресло писателя», игра «Волшебное слово». В старшем дошкольном возрасте речевое творчество детей является показателем развития связной речи детей. Таким образом, целенаправленная работа и грамотная организация речевой развивающей среды в ДОУ:
- создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
- обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
- способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Построение предметной среды - это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовывать самостоятельную деятельность ребенка и должна выполнять образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Сейчас я немного покажу, что я использую в работе по развитию связной речи и это можно иметь в речевых уголках для использования детьми в самостоятельной деятельности.
1. Достаточное количество мелких игрушек. Дети, играя ими разворачивают сюжеты, сочиняют диалоги между героями. Использовать их можно по-
разному. Я на занятиях делаю акцент на звукопроизношении и выбираем с детьми игрушки с определенным звуком, а затем уже придумываем диалоги , сюжеты. Вариант это плоскостные бумажные фигурки, работа также строится. Также можно собирать копить разные вырезанные картинки из журналов, открыток, картинки для фланелеграфа, которые тоже используются для сочинения сказок, историй. Можно использовать такое пособие как «Живые картинки» это изображения разных пейзажей без персонажей и на них уже дети расставляют игрушки или картинки и сочиняют сюжеты и диалоги между героями.
2. Наборы серий сюжетных картинок. Дети сами выкладывают последовательность и сочиняют рассказы. Это самое сложное, так как в основном здесь идет перечисление нарисованного, с употреблением слова «потом», это маленькие и большие картинки. А также просто сюжетные картинки различной тематики. В помощь составления рассказов могут использоваться карточки- подсказки по которым составляются предложения.
3. Оказывает помощь и мнемотехника. Такие карточки я использую для разучивания скороговорок, чистоговорок, в группах это могут быть карточки
для разучивания поговорок, пословиц, дети могут самостоятельно по карточкам их проговаривать. С помощью таких карточек мы учимся выкладывать схемы предложений.
4. Различные схемы для составления описательных рассказов.
5. В основном у меня это игры на закрепление правильного звукопроизношения «Собери бусы», «Цветик-семицветик», по такому же принципу «Собери пирамидку», « Построй башню», «Путешествие», «Подбери картинку к схеме» и тд. - Это выбор деталей с картинками с заданным звуком. Игры на развитие фонематического восприятия «Твердый – мягкий», «Звонкий-глухой», «Составь схему» и др. если я буду перечислять Все игры свои, то это отнимет у вас много времени, но если кого-то заинтересует, или нужно помочь составить перечень игр по возрастной группе, то можно прийти в кабинет посмотреть в индивидуальном порядке.
Источники:
1. http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=42907
2. https://infourok.ru/prezentaciya-vliyanie-razvivayuschey-
predmetnoprostranstvennoy-sredi-na-rechevoe-razvitie-rebenka-2460492.html
3. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/11/22/vliyanie-
razvivayushchey-predmetno-prostranstvennoy